От
автора: камень не разговоришь, душу не наполнишь...
Бюджетное планирование. Бюджет. Бюджетная система РФ. Бюджетирование, ориентированное на результат
Автор:
Асташева Елена
Дата публикации: 19.02.2018
Здравствуйте,
уважаемые
посетители портала!
Такой
инструмент финансового регулирования как бюджет
имеет древнюю историю и непревзойденное значение. В подтверждение этого
сегодняшняя публикация о понимании и целях бюджетного
планирования. В статье также рассмотрены смежные понятия бюджета и
бюджетной системы. Приятного чтения!
Понятие бюджетного
планирования
Бюджетное
планирование рассматривается нами как часть финансового планирования,
определяющая объем бюджетных ресурсов государства, доходы и расходы
бюджетов бюджетной системы государства, источники финансирования
бюджетов, цели и задачи использования бюджетных ресурсов, методы
распределения бюджетных ресурсов между бюджетами развных уровней.
Основной целью бюджетного планирования и прогнозирования на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях является определение
финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения
стратегических целей и результатов государственного развития, повышение
эффективности бюджетных расходов. Для этого необходимо определить:
место
бюджетов различных уровней в бюджетной системе РФ, роль бюджетов
в обеспечении управления государством, территориями субъектов РФ и
муниципальных образований;
основные
положения бюджетной, долговой и налоговой политики территорий
в долгосрочном периоде (т.е. – разделить стратегическую
задачу на этапы);
предельные
объемы расходов на реализацию государственных и
муниципальных программ на длительный срок, обязательно выходящий за
рамки действующего трехлетнего бюджета или финансового плана;
наличие
источников доходов бюджетов, их динамику, поступления от
налогов и сборов;
условия
и параметры, характеризующие риски для бюджетной системы,
формирование и обоснование мер по их предотвращению (минимизации).
Бюджетное
планирование позволяет определить основные направления
финансового развития территории:
формирование
расходов бюджета с учетом
их оптимизации и повышения эффективности;
совершенствование
методического обеспечения составления и организации
исполнения бюджета;
осуществление
взвешенной долговой политики, в частности, обеспечение
экономически обоснованного объема муниципального долга, соответственно
– уменьшение расходов на обслуживание такого долга;
выполнение
финансовых обязательств по заключенным кредитным договорам и
соглашениям в полном объеме;
внедрение
информационных технологий, обеспечивающих оперативные и
эффективные бюджетное планирование и прогнозирование, финансовый
контроль;
обеспечение
прозрачности и открытости информации о деятельности
муниципального образования в сфере управления финансами;
обеспечение
эффективного взаимодействия органов управления при
реализации бюджетных полномочий.
Традиционным
для нашего понимания определением бюджетного планирования
стала последовательность стадий по составлению, утверждению, исполнению
и контролю исполнения бюдета как документа. Это понимание бюджетного
планирования укладывается в определение бюджетного процесса.
Понятие бюджетного планирования и прогнозирования можно
уточнить,
проанализировав такие понятия как бюджет и бюджетная система.
Бюджетная система РФ
Под
бюджетной системой понимается совокупность бюджетов различных
уровней, в целом составляющих государственный бюджет. В РФ выделяют:
федеральный
бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
региональные
бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и бюджеты территориальных
отделений государственных внебюджетных фондов;
местные
бюджеты.
Итак,
бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней, она
основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ,
является структурным элементом бюджетного устройства РФ.
Федеральный бюджет считается центральным звеном бюджетной
системы. Он
обеспечивает финансирование общенациональных задач и функций. Является
основным инструментом перераспределения внутреннего валового продукта и
национального дохода в масштабах государства в целом. На федеральном
уровне происходит формирование основных направлений проводимой
бюджетной политики в стране, выбор бюджетных приоритетов, определение
основных принципов функционирования бюджетной системы страны.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ
предназначены для исполнения расходных обязательств РФ.
Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)
включают в себя бюджеты
республик, областей, краев, автономных областей (округов), а также
бюджеты городов федерального значения. Такое деление обусловлено
федеральным устройством РФ, закрепленным в главе 3 Конституции РФ.
Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной
системы страны. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет
территориального государственного внебюджетного фонда (например, бюджет
Омской области и бюджет территориального фонда ОМС Омской области),
которые предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта
РФ.
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований)
– третий
уровень бюджетной системы РФ. К местным бюджетам относятся:
бюджеты
муниципальных районов,
бюджеты
городских округов,
бюджеты
городских
округов с внутригородским делением,
внутригородских
муниципальных образований городов федерального значения
Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга;
бюджеты
городских и сельских
поселений,
бюджеты
внутригородских районов.
Каждое
муниципальное образование имеет собственный бюджет (например,
бюджет муниципального района Омской области, бюджет городского округа
– город Омск, бюджеты сельских и городских поселений Омской
области). Местный бюджет предназначен для исполнения
расходных
обязательств муниципального образования. Данные расходные обязательства
установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ».
Понятие и
определение бюджета
Термин
«бюджет» для нас чаще всего ассоциируется с
документом, в котором закреплены доходы и расходы определенного
территориального образования. Вместе с тем, как отмечают М.В.
Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти и др.:
«Сложность
выяснения сущности бюджета прежде всего связана с тем, что данный
термин используется для обозначения различных по своей природе явлений.
Одно из них выражает совокупность особой сферы финансовых отношений,
обусловленной существованием основного централизованного денежного
фонда страны. Другое же связано с формой практического использования
бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего
финансового документа потому относится к надстроечным
отношениям» (Финансы: Учебник / Под ред. М.В. Романовского,
О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Юрайт-Издат, 2007).
Несмотря на указанную автороми сложность трактовки понятия бюджета,
можно выделить его традиционное понимание:
Бюджет – это система императивных отношений по поводу
формирования, использования и распределения централизованного денежного
фонда страны (бюджетного фонда)
Объединив подходы разных авторов к пониманию бюджета, И.А. Косяков
предлагает рассматривать бюджет как систему
императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и
используется централизованный денежный фонд (бюджетный фонд) с целью
выполнения органами местного самоуправления своих функций (рисунок 1)
(Косяков И.А. Формирование региональной системы бюджетного
планирования: диссертация канд. эконом.наук. Екатеринбург, 2006).
Рисунок 1. Конкретизация термина «бюджет» в рамках
единого методологического подхода
Связь с принципом бюджетирования, ориентированного на результат
Все аспекты бюджетного планирования и прогнозирования необходимо
связать с принципом бюджетирования, ориентированного на результат.
Данный принцип обусловливает необходимость учета в проекте бюджета всех
стратегических документов, в том числе:
бюджетного послания Президента РФ;
основных направлений бюджетной и
налоговой политики;
реестров государственных и муниципальных услуг.
Например, в отношении социально-экономического планирования развития
территории муниципального образования можно отметить, что оно
осуществляется при подготовке следующих документов:
прогноз социально-экономического развития территории;
программа комплексного социально-экономического развития муниципального
образования;
все муниципальные программы.
Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе
анализа основных тенденций развития отраслей экономики и социальной
сферы, количественных показателей за отчетные годы и оценочный год.
Обычно такой прогноз содержит два варианта развития:
умеренный исходит из относительно устойчивой
комбинации внешних и внутренних условий социально-экономического
развития территории;
инновационный основан на
сохранении благоприятных тенденций развития и предполагает усиление
инновационной и инвестиционной составляющих экономического роста и
раскрытие потенциала развития всех секторов экономики.
Все эти инструменты увязываются между собой. Затем они становятся
основой бюджетного прогнозирования и планирования. Например, для
бюджета местного уровня взаимосвязь инструментов бюджетного
планирования на стадии составления проекта бюджета представлена на
рисунке 2 (Терентьева И.В. Взаимосвязь инструментов бюджетирования по
результатам и их роль в бюджетном процессе муниципального образования
// Проблемы учета и финансов. 2013. Выпуск № 3 (11)).
Рисунок 2. Схема взаимосвязи основных инструментов бюджетного
планирования на муниципальном уровне
По сравнению с затратным подходом, бюджетное планирование,
ориентированное на результат (result-based budgeting), предполагает
принципиально иной подход к определению потребностей населения в
услугах бюджетного сектора и оценке ресурсов, необходимых для их
удовлетворения.
В этом принципе отражается взаимосвязь расходов бюджетных средств не с
нормативами, которые определяются либо по предыдущим периодам, либо по
стандартным методикам, а с результатами деятельности. Такие результаты
измеряются посредством определения системы показателей и степени
достижения таких показателей, систематизированных в таблице (Кленикова
М.Д. Управление доходами и расходами муниципального образования на
основе бюджетирования, ориентированного на результат: автореферат канд.
эконом.наук. – М., 2012. – С.22).
Таблица
Сбалансированная система показателей оценки эффективности
бюджетирования, ориентированного на результат
Станьте
нашим
постоянным читателем. Выскажите своё мнение о статье. Была ли она Вам
полезна? О чём бы Вы ещё хотели узнать?
Не берите кредиты, не зная основ финансового планирования!